Замок «Ласточкино гнездо» — одна из самых популярнейших достопримечательностей полуострова Крым. Уже целый век это готическое строение притягивает людей своим положением на 40-метровой отвесной скале Аврора.
История этого места берет начало в конце XIX века. По сей день точно не известно изначальное предназначение этого здания — туристический объект или место для жизни и отдыха.
Первым зданием на этом месте была деревянная дача генерала русско-турецкой войны. После этого строение стало принадлежать врачу из Ливадийского дворца Тобину. Позже его вдова продала дом купчихе Рахманиной, которая и дала замку название «Ласточкино гнездо».
Сегодняшний внешний вид здание получило благодаря немецкому нефтянику Штейнгелю. В 1912 году обычное деревянное здание превратилось в каменный замок с башней.
Внутренние помещения замка по размерам пропорциональны ему самому. Комнатки довольно минималистичны и аккуратны. Первоначальные интерьеры замка были утрачены из-за непростой истории этих мест. Известно, что из неоготического стиля оно обрело древнерусский, благодаря одному из своих владельцев. Сегодня стены украшают декоративные рисунки, картины и музейные экспонаты.
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник был создан в 1990 году и сегодня является подведомственным учреждением Министерства культуры Республики Крым. В состав музея-заповедника входит Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник садово-паркового искусства и Массандровский дворец-музей Александра III. На территории музея-заповедника находятся многочисленные памятники культурного наследия, отражающие романтические тенденции в дворцово-парковой архитектуре первой половины XIX века.
Дворцовый комплекс Воронцовского дворца в Алупке, состоящий из пяти строений, сооружен в 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879) для генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова (1782- 1856). Парадные залы дворца, оформленные в стиле традиционного английского интерьера, почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Неповторимое своеобразие Голубой гостиной придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев. Декоративное оформление Вестибюля и Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. В Зимнем саду от старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс. В залах экспонируются картины и скульптура русских и западноевропейских мастеров, различные предметы декоративно-прикладного искусства.
Частью интерьерной экспозиции является «Дом графа А.П. Шувалова», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи», повествующие о различных периодах в жизни дворца и музея. Они расположены в Шуваловском флигеле и Гостевом корпусе. Здесь же размещены постоянные выставки: «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Поэзия пейзажа. Произведения Народного художника Украины Я. А. Басова (1914-2004).
В помещениях Хозяйственного корпуса созданы экспозиции «Воронцовская кухня», «Квартира Дворецкого» и выставочный зал «Под платаном».
Южные террасы дворца украшены флорентийскими фонтанами и вазами. На диабазовой лестнице, ведущей к морю, изначально установлены скульптуры львов, изваянные из каррарского мрамора в мастерской итальянского скульптора Бонанни.
Дворец окружен старинным парком, раскинувшимся на площади более чем 30 га. В нем удачно сочетаются особенности, присущие крупнейшим пейзажным паркам Европы, и черты, обусловленные горным рельефом Алупки. Здесь произрастает более 200 видов экзотических деревьев и растений. Обилие горных источников использовано для создания искусственных озер и многочисленных каскадов. Живописные виды на горы открываются с просторных полян. В Нижнем парке близ моря в 1834 году был построен в стиле классицизма Павильон, позднее названный «Чайным домиком».
Юсуповский дворец, несомненно, является украшением Большой Ялты. Самой первой владелицей этого имения была княгиня Голицына А. С. Для неё здесь был построен дворец, так называемый, «Розовый домик». А вокруг него на территории более шестнадцати гектаров был разбит парк, проектом которого стал уже известный садовод Карл Кебах, визитной карточкой которого является Ливадийский парк. Что же касается построек, то все они проходили под руководством архитектора Ф. Эльсона.
После княгини Голицыной, дворец с парком стали принадлежать виноделу Морозову, и только в 1880 году это всё стало собственностью бывшего московского генерал-губернатора Феликса Юсупова. Семья Юсуповых относилась к одним из самых богатых в Российской Империи, поэтому они решили переделать дворцовое имение с учётом своих вкусов и предпочтений.
Проект создания обновлённого «Розового домика» поручили главному архитектору Ялты – Н.П. Краснову, который является автором многих архитектурных сооружений южного берега Крымского полуострова. Он решил построить дворец в неороманском стиле с использованием элементов итальянского ренессанса. Фасады здания были оборудованы разнообразными скульптурами львов и мифических героев – каждая арка или вход не обошлась без подобных украшений. Многие мраморные статуи были привезены из Венеции. А интерьер создавался в стиле модерн, за исключением одного кабинета.
Семейство Юсуповых прожили в своём имении до 1919 года, а после их отъезда оно было национализировано. Долгое время Юсуповский дворец в Крыму выступал в роли государственной дачи, где отдыхали сотрудники одного из российских ведомств. Военное время не нанесло особого урона – дворец остался практически невредимым. А после окончания Великой Отечественной Войны Юсуповский дворец снова стал дачей для коммунистической верхушки.
За всё время существования Юсуповского дворца, в его стенах проходили важные мероприятия. Например, в 1912 году здесь были помолвлены сын Феликса Юсупова и племянница Императора Николая II. Кстати, наследник Юсупова известен в истории как один из инициаторов покушения на Распутина. Также Юсуповский дворец был местом, где размещалась советская делегация во время проведения судьбоносной Ялтинской конференции в 1945 году.
Во второй половине 20 века несколько раз предпринимались попытки создать музей на базе Юсуповского дворца, но ни одна из них не была доведена до конца. В настоящий момент вся усадьба принадлежит Управлению делами президента. Юсуповский дворец одна из самых посещаемых достопримечательностей поселка Кореиз и входит в 20 лучших достопримечательностей южного берега Крыма. Каждый год, тысячи туристов посещают дворец, прогуливаются по его чудесному парку, наслаждаются тенистыми аллеями и прекрасными видами на море и горы открывающиеся с террас и обозных площадок. Какое бы время годы, Вы не выбрали для посещения Юсуповский дворца в Крыму, гарантированно Вы получите множество положительных эмоций и заряд позитива на весь год.
До постройки дворца земля принадлежала крупному золотопромышленнику Константину Полежаеву. На самом побережье стоял дом, в котором никто не жил, так как в его стенах были трещины. Великий князь Пётр Николаевич Романов часто бывал в Крыму и очень любил его. В 1893 году он купил у Полежаева 13 десятин земли для устройства своего имения. Дворец строился с 1895 по 1897 год.
Он был спроектирован в мавританском стиле по эскизам, сделанным самим великим князем во время путешествий в страны Ближнего Востока и Магриба. Архитектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, впоследствии также автор Ливадийского и Юсуповского дворцов. Сам великий князь Александр Михайлович сравнивал дворец Дюльбер с замком «Синей Бороды». Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми стенами.
После Февральской революции Временное правительство разрешило некоторым из династии Романовых уехать в Крым в свои имения. После установления в Крыму советской власти всем им начала угрожать непосредственная опасность физической расправы. За жизнь Романовых в Крыму отвечал комиссар Севастопольского совета, матрос Ф. Л. Задорожный, который должен был отчитываться и выполнять распоряжения только центральных советских властей. К концу зимы 1917—1918 годов в связи с началом немецкого наступления на Украину местный Ялтинский совет в котором были сильны позиции анархистов, порывавшихся расправиться с Романовыми ещё с декабря 1917 года, принял решение уничтожить всех представителей императорской семьи.
Не получив никаких распоряжений из столицы Советской России, Ф. Л. Задорожный, не желая подчиниться воле Ялтинского совета, решил воспользоваться архитектурными особенностями дворца, превратив его в настоящую крепость — сюда, под защиту толстых стен и пулемётов, установленных на его стенах, под защиту отряда матросов Черноморского флота, подчиняющихся Ф. Л. Задорожному, были переведены из различных имений все находящиеся в Крыму члены семьи Романовых — великие князья Александр Михайлович, Николай Николаевич и Пётр Николаевич с семьями, а также вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Зубчатые стены дворца оказались очень удобными для устройства пулемётных гнёзд. Сам Великий князь Александр Михайлович стал правой рукой Ф. Л. Задорожного по разработке мероприятий по обороне дворца. Он, как профессиональный военный, помог оборудовать места для пулемётов и рассчитал секторы огня, помог охране наладить работу прожекторов. Многочисленные налеты вооруженных отрядов анархистски настроенных приверженцев Ялтинского совета так ни разу и не закончились штурмом.
Так они были спасены и дождались ликвидации советской власти в результате германского вступления в Крым. В апреле 1919 года они эмигрировали из России на борту британского крейсера «Мальборо».
В 1922 году в имении Дюльбер, переименованном в «Красное знамя», была открыта одна из первых советских здравниц, в которой было 35 мест. В 1938 году был построен второй корпус, имевший аналогичный мавританский внешний вид. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал, а в послевоенные годы был восстановлен немецкими и румынскими военнопленными. Впоследствии, в нём отдыхали высокопоставленные функционеры КПСС и коммунистических партий других стран.
26 августа 2015 года в рамках официального визита в Республику Крым дворец посетил внук великого князя Петра Николаевича князь Димитрий Романович с супругой княгиней Феодорой Алексеевной.
В настоящее время является санаторием.
Естественные границы дворцово-паркового комплекса образуют Чёрное море на юге, река Загмата на востоке, река Узень-Чешме на западе и Алупкинское шоссе на севере.
В переводе с крымскотатарского слово «дюльбер» (крымскотат. dülber) означает «красивый», «прелестный». Дворец, построенный в романтическом мавританском стиле, представляет собой белоснежное здание с серебристыми куполами, арочными окнами и зубчатыми стенами. Его украшают синий орнамент и цветная мозаика. Благодаря своей белизне дворец отчётливо выделяется на фоне Крымских гор. Над главным входом во дворец арабской вязью выведена надпись: «Этот дворец посвящается хазрату. Построен специально для великого князя Петра Николаевича и великой княгини Милицы Николаевны. Пусть они всегда будут счастливы».
Вокруг дворца на нескольких террасах разбит парк, который простирается от главных въездных ворот до самого моря. Его украшают скульптуры, беседки, фонтаны и бассейны с водяными лилиями. Гордостью парка является аллея веерных пальм вокруг круглого бассейна. В парке имеется миниатюрный ботанический сад площадью 6 га, в котором растут каменные дубы, платаны, мамонтово дерево, фисташки, кедры, кипарисы, секвойи, сосны, оливы, и розы.
Мисхо́рский парк — парк-памятник садово-паркового искусства, расположенный на территории Мисхора (Большая Ялта) между Алупкинским шоссе и черноморским побережьем.
Мисхорский парк был заложен в 1880 году, при строительстве летней резиденции графа Витте. Над созданием ландшафтного дизайна трудилось несколько архитекторов — Марко и Кебах, оба ученика русской школы паркового искусства. Работа над окончательным видом парка продолжалась на протяжении 10 лет и уже к 1891 году Мисхорский парк приобрел законченный вид. Парк находится практически в центре посёлка Мисхор и расположен параллельно Мисхорской набережной.
Площадь парка — 21,3 гектара. На его территории сосредоточено около 100 видов и садовых форм экзотических деревьев и кустарников, произрастают как местные лесные породы (дуб пушистый, сосна крымская, фисташка туполистная), так и такие экзоты, как кипарис аризонский, кипарис гвадалупский, сосна алеппская, сосна Культера, пальмы, бамбук, олеандр.
До 1917-го Мисхорский парк Ялты обожала творческая элита. Здесь бывали граф Толстой, Шаляпин, Чехов, Рахманинов. После сноса дач Нарышкинское имение оказалось разделенным надвое – по половине каждому санаторию. Мисхорский парк В. Набоков активно выступал против застройки местности при СССР. В своем «Подвиге» он живописует бессистемно выстроенную дачу, олицетворение бездумного приспособленчества новых чиновников. «Арзы и Али-Баба» – популярнейшая скульптура парка. Однако персонажи не имеют ничего общего со знаменитой арабской сказкой. Здесь «речь идет» о легенде, где молодая прекрасная татарка была похищена и продана на невольничьем рынке из-за непомерной алчности Али-Бабы. Фонтан Арзы и Али-Баба Кроме фуникулера с Ай-Петри, сквозь парк идет еще одна «канатка» – от «Респект Холла» до собственного пляжа отеля.
Один из самых красивых парков на полуострове появился благодаря утонченному вкусу императорской семьи в XIX в. Харакский находится на территории курортного поселка Гаспра и выходит на берег в 50 м от воды. Современный вид архитектурных сооружений, расположенных на его территории, существенно отличается от исторического. После Великой Отечественной войны он восстанавливался с искажениями. Неизменными остались богатство и разнообразие зеленых насаждений, посаженных в период формирования ландшафта.
Ценные земли на мысе Ай-Тодор не могли оказаться незамеченными русскими аристократами. Первым на них обратил внимание царевич Михаил Николаевич, младший сын Николая Первого. Он приобрел 69 десятин земли (более 75 га), но не принимал личного участия в обустройстве территории. Этим занимались его наследники – Георгий и Александр. Первому достались 6 десятин, остальное отошло Александру. Царевич Георгий скупил несколько соседских участков, в итоге надел разросся до 20 десятин (около 22 га). В обширном имении владелец построил псевдошотландский дворец и распорядился разбить сад. Так в поместье появился парк, сочетавший черты ландшафтного и регулярного.
Увлеченный археологией Александр Михайлович в 1897 г. начал раскопки на братской половине. В ходе изысканий были обнаружены руины римских поселений и укреплений. Князь сумел идентифицировать местность как крепость Харакс. Таким образом имение Георгия Михайловича получило одноименное название, а молодой сад стал известен как Харакский парк. Здесь прогуливались знатные деятели XIX в., а также члены императорской семьи.
После революции харакский особняк национализировали, разместив внутри санаторий. В годы ВОВ он сильно пострадал, но легендарный парк в Гаспре выстоял.
Что посмотреть
Изюминка Харакского парка в Гаспре – гармоничное сочетание решений ландшафтного дизайна и регулярного сада. Территория местами напоминает Версаль. Дорожки парка всегда ухожены, цветники впечатляют яркостью и свежестью, деревья – аккуратно подстрижены, кусты имеют различные геометрические формы или в виде животных. Прогуливаясь в парке можно полюбоваться причудливыми деревьями с узловатыми стволами и кривыми ветвями. В зелени прячутся изящные греческие фонтаны.
В Харакском парке встречаются зеленые обитатели почтенного возраста. 70% насаждений представлены вечнозелеными породами хвойников (пихты, кедры). Также встречаются краснокнижные экземпляры – магнолии, можжевельники, лавры. Есть виды, характерные субтропикам, но отлично прижившиеся на ЮБК.
Фонд Харакского парка в Крыму представлен 200 видами флоры. Ведь Ай-Тодор считается одной из теплейших точек полуострова. Часть насаждений – местного происхождения. При этом основная их масса размещена в парке свыше 100 лет назад.
Приметным объектом парка является псевдоантичная беседка с фонтаном внутри. Считается, что 12 ее колонн были перенесены из самого дворца, погибшего при пожаре 1881 г. До катастрофы они украшали изящный атриум, точную копию помпейского дворика. Не менее прекрасна вилла Харакс. Каждая из ее сторон смотрится по-своему. Южная, покрытая вязью белой глицинии, глядит на море. От северной к пляжу спускается широкая старинная лестница, ровесница великих князей. Она – то малое, что осталось с императорских времен, поэтому особенно ценная.
Есть на территории Харакского парка в Гаспре видовая площадка с беседкой, названная «капитанским мостиком». К ней ведет специальная тропа. С видовой площадки открывается прекрасная панорама морского берега, отлично просматриваются дома поселков Кореиз и Гаспра, а также гора Ай-Петри, возвышающаяся над окружающим ландшафтом.
В Харакском парке произрастают преимущественно хвойные деревья. неслучайно именно здесь устроены климатические зоны. В них прохладно, приятно отдохнуть от жары летом и подышать целебными фитонцидами. Чтобы спуститься с кручи на пляж есть лифт.